Внимание! Ваш браузер Internet Explorer нуждается в обновлении.

Мы настоятельно рекомендуем вам обновить ваш браузер, иначе мы не гарантируем корректную и безопасную работу нашего сайта в этом браузере.

Вы можете обновить свой браузер бесплатно и безопасно с официального сайта компании Microsoft по этой ссылке:
http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/.

Главная » Гончарное искусcтво Балхара 

Гончарное искусcтво Балхара

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины

Так же, как прекрасный стих

Создают из слов простых


Надпись на балхарских кувшинах


Уникальным центром гончарного искусства Дагестана сегодня является лакский аул Балхар, где производятся: предметы глиняной посуды – большие и малые водоносные кувшины; декоративные тарелки; изделия малой пластики (игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, характерных бытовых и трудовых сцен и т.д.).

О глубокой древности Балхарской керамики свидетельствуют, наряду с пережитками матриархата в его организации (мастера только женщины), древнейшие мотивы в декоре. Они присутствуют в дагестанской керамике с 3 тысячелетия до нашей эры. У балхарцев в процессе долгого развития и совершенствования керамической росписи в орнаментальных формах выработались очень интересные своеобразные черты, присущие только этому виду искусства. Вся роспись, начиная горизонтальных поясов и кончая деталями узора, наносится на ножном гончарном круге, при медленном его вращении без предварительных замыслов и раздумий. Это, в свою очередь, предопределяет абсолютную неповторимость и бесконечную изменяемость орнаментальных композиций балхарских рисовальщиц.

Обжиг ведется в самодельных купольных печах при помощи кизяка. Смешанный его окислительно-восстановительный характер, получаемый благодаря такому топливу, оказался причиной своеобразной окраски черепка балхарских сосудов: от розовато - терракотового до матово- черного. Эта характерная черта балхарской керамики в сочетании с кружевной вязью ангобной росписи усиливает ощущение рукотворности и неповторимости каждой вещи.

 В настоящее время производится более 30 видов различных изделий. Каждое неповторимо из-за своеобразной красоты и законченности формы, отвечающей назначению в быту. Наиболее распространены большие хозяйственные кувшины без ручек, специальные водоносные кувшины, маслобойные кувшины, подойники, кувшины с носом для умывания, небольшие кувшины для воды, открытые чаши для молочных продуктов, декоративные тарелки, кружки, вазы, и т. п.

По преданию, зарождение балхарской керамики начиналось с глиняных фигурок. Особая роль в развитии декоративной керамики малых скульптурных форм принадлежит ведущей мастерице Зубайдат Умалаевой, заслуженному деятелю искусств Дагестана, которая создала много разнообразных пластических композиций, повествующих о жизни горцев в сказочно-поэтической форме: «Купание», «Балхарский аул», «На мосту», «В поле», «На базар», «Балхарский танец» и др. Красота балхарской неполивной керамики складывается как из разнообразной выразительной формы изделий, так и богато, и виртуозно украшенного орнамента. Казалось бы, состоящий из одних и тех же элементов, он на разных изделиях совершенно иной, неповторимый.

Графический язык орнамента – простейшие изобразительные средства: линия, штрих, пятно. Умело используя их, мастерица создает красивые узоры. Основные элементы балхарской росписи составляют прямые, зигзагообразные, волнистые и параллельные линии, точки, штрихи, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза и т.д.

Декоративное украшение керамических изделий зависит от формы и части предмета. Например, узор, наносимый на горловину кувшина отличается от узора, которым расписывается тулово. Роспись декоративных тарелок выполняется тоже в определенной последовательности и композиции. Край тарелки обычно заполняется мотивами ленточного орнамента, а центральная часть – основное композиционное поле – строится по принципу центральной симметрии.

Следует подчеркнуть, что в манере исполнения балхарской росписи всегда присутствуют импровизация, настроение, свобода. Здесь вы не найдете ювелирной точности в исполнении даже композиций, построенных на основе симметрии. Такое же свободное решение используется в декоративной трактовке предметов малой пластики – глиняные свистульки и сюжетные композиции, где мастерицы ограничиваются малым количеством элементов. Это в основном штрихи, линии, завитки, точки и кружочки. Чтобы расписать балхарские изделия, мастерицы готовят из местной глины ангобный раствор нужных цветов (белый, желтый, охристо-красный). Наносят узор на поверхность изделия самодельной кисточкой.

 

 

Муниципальные районы и городские округа
Интерактивная мини-карта Дагестана Выберите район, чтобы получить информацию.
Официальный сайт Президента России
Правительство Российской Федерации
Официальный сайт Президента Республики Дагестан
Народное Собрание Республики Дагестан - Официальный сайт
Территориальные подразделения
Проект Управления Территориального развития и местного самоуправления РД
Миннац РД на своем сайте размещает мнение известных мусульманских богословов относительно ошибочной позиции российских сторонников, пособников и покровителей экстремистских и террористических идеологий, независимо от того, кем они себя представляют и к какому крылу в исламе себя относят

Портал государственных и муниципальных услуг Портал государственных услуг РД Официальный сайт РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН для размещения информации о размещении заказов Официальный интернет-портал правовой информации Приоритетные национальные проекты