Внимание! Ваш браузер Internet Explorer нуждается в обновлении.

Мы настоятельно рекомендуем вам обновить ваш браузер, иначе мы не гарантируем корректную и безопасную работу нашего сайта в этом браузере.

Вы можете обновить свой браузер бесплатно и безопасно с официального сайта компании Microsoft по этой ссылке:
http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/.

Главная » Декоративно-прикладное искусство КУБАЧИ 

Декоративно-прикладное искусство КУБАЧИ

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы-мастера

   

Надпись на кубачинских золотых изделиях


    Традиционным видом декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла. Непревзойденным центром которого считается аул мастеров – Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок, установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век IV-Ш тыс. до н.э.

Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

В середине I тыс. до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды: большие водоносные кувшины – водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь; медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. Начиная с  ХVIII в. И до конца ХХ столетия получает мощное  развитие  изготовление холодного и огнестрельного оружия: кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которые славились высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения. Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбыт не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Не только на Кавказе, но и в Иране, Турции, других странах на протяжении многих  веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского  были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.

Время меняло  приоритеты. Так, в ХIII – XV вв. высокой степени совершенства достигло литье декорированных бронзовых котлов. В  ХIV – XV вв. переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах, которые многие искусствоведы приравнивают к античным образцам, с удивительным художественным вкусом, тонким мастерством высекались сцены охоты, состязаний, звериного гона, изображения животных, птиц, скачущих всадников и др. ХVI - ХVII столетия отмечены тем, что в этот период сформировались основные типы кубачинского растительного орнамента, нашедшего широкое применение в разных видах народного искусства и до сих пор являющегося основой национального художественного языка.

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Именно оно принесло промыслу мировую славу. По мнению исследователей, к началу ХХ столетия кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. Так, еще в конце XIX – начале XX в. легендарную славу обрели кубачинские мастера – Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках; эмальеры Махмуд и Абдулла Тупчиевы; граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие. В свою очередь само оно значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов (например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра), богаче стало палитра орнаментальных мотивов и композиций. Кубачинские ювелиры изготовляли всевозможные украшения (браслеты, кольца, серьги, подвески), мужские наборные пояса, газыри, портсигары, сосуды и др. 

Примечателен тот факт, что кубачинцы всегда были не только умелыми мастерами, но и ценителями народного искусства, о чем свидетельствуют традиционные коллекции-музеи, которые имеются в доме каждого кубачинца. В них обычно собраны предметы декоративно-прикладного искусства стран Востока и Запада. Это фарфоровые, глиняные, медные, фаянсовые, латунные чаши, миски, блюдца, украшенные орнаментом. Здесь можно найти изделия персидские, индийские, арабские, китайские, французские, русские. А также кувшины, вазы, котлы, женские украшения – изделия кубачинцев. Все эти предметы переходят от одного поколения к другому.

Ассортимент ювелирных изделий кубачинских мастеров на протяжении многих лет был самым разнообразным. Большую группу составляли различные женские украшения (свадебные пояса, серьги, браслеты, кольца и т.д.). В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения вещи. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа «мархарай», но заключенный в светлый контур каждый элемент, в свою очередь, подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке. Среди серебряных браслетов преобладали витые браслеты в форме стилизованного зооморфного мотива. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения, в декоративной отделке которых мастера использовали в основном гравировку, ажурную филигрань и цветные камни. В отделке женских поясов также использовалась перегородчатая эмаль (синего, зеленого, белого цветов) в сочетании с накладной филигранью. При изготовлении мелких ювелирных изделий в основном применялись филигрань, зернь, эмаль, глубокая гравировка, чернь. В орнаментальных композициях женских украшений мастера использовали и зооморфные мотивы.

Особую художественную ценность и разнообразие композиционных решений имеют работы мастеров, которые входят в группу посудных изделий – кувшины, декоративные блюда, подносы, чаши, вазы, чайные, столовые и винные сервизы. Умелое заполнение фона всего предмета ажурным орнаментом, а также использование изобразительных мотивов в композиции придавали изделиям оригинальный вид.

Излюбленная зооморфная тематика искусства средневековья продолжается и сохранилась до наших дней. «Добрый зверь» – так называется работа известного мастера Р.Алиханова. При создании образа сказочного зверя автор использовал мотивы средневекового камнерезного искусства Кубачи. Причиной обращения Р.Алиханова к древним мотивам является образность языка рельефов, где многие звери (львы, грифоны и др.) изображены в позе спокойного бега, отдыха и как бы не напоминают нам о хищной природе. Автору удалось передать свое отношение к природе и традиционному наследию через трактовку образа «доброго зверя». Вся композиция блюда построена с большим мастерством. Удачное переплетение орнаментального фона с центральным изображением зверя, где в плавных изгибах туловища животного, его когтистых лапах, в хвосте мастер использует мотивы орнамента «москав накьиш» и «мархарай».

Работа – «Кубачинская свадьба» состоит из трех серебряных кубков, объединенных общей тематикой. Сама форма сосудов подсказала автору круговой характер композиции, что напоминает свадебное шествие. Сюжет взят из свадебных обычаев Кубачи. Женщины в традиционной одежде направляются с приданым (подносы, «нукнусы», «мучалы») в дом жениха, провожают невесту к роднику. Вся композиция выглядит динамичной, цельной, хотя каждая фигура решена своим самостоятельным узором. Чувство ритма и торжественного движения создается за счет светлого ажурного фона и более темных фигур, а также цилиндрической формы чаши, на которой плавно исчезают «уходящие» фигуры.

Сюжетные композиции характерны и работам других мастеров:Г.-Б.Магомедов «Весна в Кубачи», «Весна»; А.Абдурахманов «Охота», «Жар-птица», в которых можно отметить удачное орнаментальное решение в гармоничном сочетании с изображением сюжетных мотивов.

 В 1924г. в селе Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960г. в Кубачинский художественный комбинат, ставший одним из крупнейших предприятий народных художественных промыслов Дагестана.

Комбинат выпускает высокохудожественные изделия из серебра различного назначения – кувшины, вазы, кубки, женские украшения, сервизы, портсигары, декоративные блюда. Многие из этих прекрасных образцов кубачинского ювелирного дела отмечены высшими наградами на всероссийских и международных выставках.

Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев республики, страны и мира.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли такие мастера, как заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина Р.Алиханов, А.Абдурахманов, Г.Кишев, Г-Б.Магомедов и Г.Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М.Кулиев и многие другие мастера.

Современные кубачинские художники достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые  по красоте и виртуозности  исполнения коллекции, а также изделия массового ассортимента.

Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например в Государственном Историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен- музее (Нью-Йорк).

Муниципальные районы и городские округа
Интерактивная мини-карта Дагестана Выберите район, чтобы получить информацию.
Официальный сайт Президента России
Правительство Российской Федерации
Официальный сайт Президента Республики Дагестан
Народное Собрание Республики Дагестан - Официальный сайт
Территориальные подразделения
Проект Управления Территориального развития и местного самоуправления РД
Миннац РД на своем сайте размещает мнение известных мусульманских богословов относительно ошибочной позиции российских сторонников, пособников и покровителей экстремистских и террористических идеологий, независимо от того, кем они себя представляют и к какому крылу в исламе себя относят

Портал государственных услуг РД Портал государственных и муниципальных услуг Приоритетные национальные проекты Официальный сайт РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН для размещения информации о размещении заказов Официальный интернет-портал правовой информации