Внимание! Ваш браузер Internet Explorer нуждается в обновлении.

Мы настоятельно рекомендуем вам обновить ваш браузер, иначе мы не гарантируем корректную и безопасную работу нашего сайта в этом браузере.

Вы можете обновить свой браузер бесплатно и безопасно с официального сайта компании Microsoft по этой ссылке:
http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/.

Главная » Правительство РД / Актуальные темы »  В Дагестане открылась Северо-Кавказская биеннале
25 апреля 2011 | 10:50

В Дагестане открылась Северо-Кавказская биеннале

 В Дагестане открылась Северо-Кавказская биеннале


22 апреля, в Каспийске, в стенах художественной галереи современного искусства «Первая галерея» торжественно открылся Международный выставочный проект современного искусства «Северо-Кавказская биеннале-2011. «Коммуникации». Его участниками являются более 55 профессиональных молодых художников из республик Северного Кавказа – Дагестана, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии. На биеннале представлено более 300 произведений современного искусства: живопись, графика, скульптура, инсталляции и объекты, фотография, фото - и видеоинсталляции, перформанс.

Проект реализован на средства генерального спонсора ОАО «РусГидро» - «Дагестанский филиал», гранта Президента РД в области культуры и искусства за 2010 год при поддержке Агентства по туризму РД.

По словам автора и куратора проекта Джамили Дагировой, главной целью проведения биеннале на тему «Коммуникации» является презентация современного искусства молодых художников Северного Кавказа, налаживание личностных и творческих коммуникаций между ними, объединение культур, создание и развитие новых художественных традиций.

«Народы, проживающие в республиках Северного Кавказа, при всей их разности и индивидуальности, объединяет общее ментальное начало, богатая история, культурные традиции, что является безусловной базой, питающей настоящего художника. Условия возникновения и формирования в кавказских республиках собственного профессионального искусства в 1920-х годах ХХ века были практически одинаковыми. Но дальше каждый стал развиваться в своем направлении и сегодня, 90 лет спустя, мы имеем очень разнообразное по форме, содержанию искусство.

Если в советское время существовали крепкие «федеративные» творческие связи, то примерно с середины 1980 гг. - времени смены политического строя, идеологии, общественно-политической ситуации в России и в регионе - творческие контакты даже внутри кавказского региона свелись к минимуму, информация о событиях и общем положении в искусстве «соседей» почти отсутствует. Новое поколение художников, молодых авторов, чье становление приходится на конец 1980-1990 годов, практически не выезжало за пределы своей республики, не имело возможности узнать друг о друге, учиться друг у друга, общаться. Мы остро ощущаем дефицит внимания, поддержки – моральной и материальной как со стороны Центра, так и местных властей, мы разрозненны и одиноки. И потому наше Биеннале выступает в роли той горы, которая идет к «Магомедам», находящимся рядом друг с другом, но ничего не знающим друг о друге», - сказала Д. Дагирова, открывая выставку.

Далее мероприятие вел один из координаторов и участник проекта, художник Тимур Мусаев-Каган. Он выделил несколько тенденций, связанных с экспозицией, которые, по его словам, на данный момент можно проследить по факту самих работ. «Первое, что приходит в голову, это то, что данный проект имеет четкую социальную функцию. И, наверное, на данный момент эта функция превалирует художественно-протетическую. Второе, мною ожидался своеобразный чемпионат Северо-Кавказского федерального округа по современному искусству. Но он не состоялся. Во-первых, потому что не время нам соревноваться, этот этап прошел. Во-вторых, существует разброс в «весовых категориях». Здесь наряду с довольно уверенно работающими современными авторами представлены те, кто выставляется второй или третий раз. Это огромная разница в опыте и самооощущениях художника. К сожалению, не все представлены. Мы всех ждали, приглашали, но почему-то они посчитали, что не стоит приезжать. Также часть представленных работ не в рамках формата, но мы должны были их показать и правильно сделали, потому что для первого раза важнее охват и глобальность этого явления. Еще одной тенденцией является то, что мы можем отследить специфику современного искусства разных регионов Северного Кавказа».

На открытии проекта также выступили заместитель министра культуры Дагестана Магомедрасул  Магомедрасулов, заместитель главы города Махачкалы Баганд Магомедов, начальник Управления культуры города Каспийск Пайзанат Абачараева, директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова. Выступающие отмечали, что от такого взаимодействия наши республики только выиграют, так как язык искусства играет объединяющую роль, обогащает как художников, так и посетителей выставки.

Культурный обозреватель СКБ Влада Бесараб заметила, что коллективный портрет северокавказского современного искусства получился женским – в основном участниками проекта являются молодые женщины, что, по ее словам, говорит о многом. «Учитывая сложный и не всегда объективный «официальный» образ Северного Кавказа в сознании общества, наступило время переломить эту тенденцию. Данный проект должен стать базой построения не только «внутренних» рабочих коммуникаций, но явиться посредством искусства мостом в построении здравого понимания и уважения между народами. При том, что Кавказ представляется страной мужественных людей, воинов, женщина здесь всегда могла очень многое. Она могла бросить платок и война прекращалась. И, может быть, наши художницы бросят этот символический платок и тенденция изменится, и о нас будут думать по-другому».

Завтра, 23 апреля, в рамках Северо-Кавказской Биеннале с 9.00 до 13.00 будет реализована общая блиц-инсталляция «Коммуникации» на территории парковой зоны вокруг здания, в котором располагается галерея. Автор этой идеи и ведущим является Тимур Мусаев-Каган. Ее цель - коллективная одномоментная работа над созданием пространственной Инсталляции, которая призвана в символической и практической плоскости способствовать налаживанию рабочих, дружеских и глубинно-психологических контактов между участниками Биеннале. «Коммуникации рождаются в спонтанной самоорганизации дискретных и прежде отчужденных персоналий и институций, в преодолении государственных, административных и социальных форм разобщенности», - отмечает Т. Мусаев.

Для реализации инсталляции каждому участнику будет выдано по два рулона клейкой ленты, цвет которой соответствует эмблематике Биеннале: один рулон желтого, другой – буро-зеленого цвета. Затем участники направляются в соседний с галереей парк, в котором будет выбран участок - рощица будет для работы над инсталляцией. Здесь каждый из участников подбирает наиболее приглянувшееся дерево или иной объект (не беда, если одно дерево выберут сразу двое-трое человек), и, сделав оборот клейкой ленты вокруг ствола или ветки этого дерева, начинает тянуть липкие паутинки двух цветов, либо к дереву соседа, либо к еще не занятому дереву. Личный интуитивный выбор участника здесь решает все: использует ли он оба цвета ленты или один, тянет ли он их в одну или разные стороны, пересекаются, слипаясь его нити с нитями других участников, обрываются ли они внезапно или тянутся до бесконечности. Инсталляция, в своей методологии использует некоторые приемы современных психологических практик, таких как Гештальт, психодрама, расстановки по методу Берта Хеллингера. Это позволяет не только реализовать художественную акцию, но и подойти вплотную к разрешению актуальных проблем, связанных с заявленной темой.

Ход работы над инсталляцией будет фиксироваться с помощью фото и видео камеры волонтерами. То же самое могут делать и сами участники, находящиеся «внутри процесса». Завершение работы над инсталляцией, также как и сам ее ход, во многом определяется спонтанным ощущением, состоянием каждого участника, его проекцией на коллег и друзей. Выход из инсталляции также является своего рода перформансом: можно предположить, что пространство, опутанное клейкой лентой, как паутиной, не захочет легко выпускать участников. Но покинуть «кокон» необходимо, чтобы затем, отстранившись, взглянуть на произошедшее взглядом художника, переосмысляющего собственное творение, и возможно увидеть в нем нечто большее, чем просто инсталляцию.

В этот же день запланирован круглый стол СКБ. Его участниками станут участники СКБ, дагестанские художники, специалисты, приглашенные и гости СКБ, СМИ, представители власти. А 24 апреля для участников СКБ будет организована культурная программа, экскурсия в город Дербент.

Организаторы ожидают, что главным результатом СКБ станет «возникновение движения», появление новых объединяющих процессов в республиках и за их пределами, «творческие миграции» и крепкие коммуникативные связи между художниками, обмен идеями, появление северокавказских молодых авторов в крупных российские и зарубежных выставочных, музейных проектах и акциях, грантах, конкурсах и стажировках, привлечение внимания специалистов.

Выставка будет работать до 22 июня. Далее этот проект планируется показать в Чеченской Республике.


источник: РИА «Дагестан»
Событие
Муниципальные районы и городские округа
Интерактивная мини-карта Дагестана Выберите район, чтобы получить информацию.
Официальный сайт Президента России
Правительство Российской Федерации
Официальный сайт Президента Республики Дагестан
Народное Собрание Республики Дагестан - Официальный сайт
Территориальные подразделения

Приоритетные национальные проекты Портал государственных услуг РД Официальный сайт РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН для размещения информации о размещении заказов Портал государственных и муниципальных услуг