Внимание! Ваш браузер Internet Explorer нуждается в обновлении.

Мы настоятельно рекомендуем вам обновить ваш браузер, иначе мы не гарантируем корректную и безопасную работу нашего сайта в этом браузере.

Вы можете обновить свой браузер бесплатно и безопасно с официального сайта компании Microsoft по этой ссылке:
http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/.

Главная » Республика Дагестан / Социально-экономическое развитие Дагестана » Справка об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за I полугодие 2010 года
1 августа 2010 | 17:53

Справка об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за I полугодие 2010 года

К заседанию Правительства Республики Дагестан

(на основе данных Дагестанстата, республиканских
министерств и ведомств по  состоянию на

20 июля 2010 года)

Экономическая ситуация в Республике Дагестан за прошедшие 6 месяцев 2010 года характеризовалась сохранением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года тенденции замедления темпов основных социально-экономических показателей.

Вместе с тем при значительном замедлении темпов, динамика большинства социально-экономических показателей за I полугодие 2010 года, кроме индекса промышленного производства, все же имеет положительные значения. Прирост индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-июнь 2010 года по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года составил 4,4%, продукции сельского хозяйства - 3,1%, инвестиций в основной капитал - 8,2%, объема работ по виду деятельности «строительство» - 7,6%, оборота розничной торговли - 3,8%, общественного питания - 4,5%, объема платных услуг населению - 7,2 процента.

Индекс промышленного производства в Республике Дагестан за 6 месяцев 2010 года составил 96,4%, в том числе по обрабатывающим производствам – 84,6%, по  производству и   распределению  электроэнергии, газа и воды – 133,4%,  по добыче полезных ископаемых – 103,0%.

Общее снижение промышленного производства в республике в текущем году обусловлено, в основном, падением уровня производства по обрабатывающим производствам. Уменьшение темпов роста в I полугодии произошло в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табака – 80,2% к уровню аналогичного периода 2009 года, химическом производстве – 74,6%, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 99,1%, издательской и полиграфической деятельности – 98,5%, производстве кокса и нефтепродуктов – 89,8%, производстве резиновых и пластмассовых изделий – 89,1%, металлургическом производстве – 69,7%, производстве машин и оборудования – 14%, транспортных средств и оборудования – 77,4%, прочих производствах – 95,7%.

Уменьшение производства пищевых продуктов, включая напитки и табака произошло из-за  спада объемов производства коньяков - на 33,1%, вин игристых и газированных - на 48,3% и водки – в 2,4 раза.

Необходимо отметить, что имеющиеся мощности используются: по производству коньяка на 48%, водки – 3,5 %, вина виноградного – на 25 %, спирта-ректификата - на 0,9 % шампанского – на 60 процентов.

В первом полугодии 2010 года сократились объемы производства коньяка  на таких предприятиях, как ОАО «Дербентский коньячный комбинат» - на 20,7%, ЗАО «Виноконьячный завод Избербашский» - на 7,9%, ООО «ПМП Урари» - на 18,7%, ООО ВКЗ «Кизлярский» - на 52,9%.

Снижение объемов производства коньяков связано с тем, что с 1 января 2010 года вступили в силу изменения в Налоговый  кодексе РФ, в соответствии с которыми введен новый порядок налогового вычета по акцизам, что заметно уменьшило ввоз в республику обработанных коньяков из-за пределов с уплаченным 100% акцизом (из-за повышения цен на них).

 В 2010 году Народным Собранием Республики Дагестан внесены изменения в Закон Республики Дагестан «О винограде и вине», которые направлены на сохранение марки Дагестанского коньяка и возрождение его былой славы. С принятием этих изменений ситуация с производством коньяков на ведущих предприятиях республики должна заметно улучшиться.

Снижение объема производства шампанского связано с тем, что ОАО «Махачкалинский комбинат шампанских вин» в текущем году не произвело продукцию в связи со сложным финансово экономическим положением предприятия.

Основной причиной спада производства водки явилось то, что в связи с передачей функций по выдаче федеральных акцизных марок от ФНС РФ Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, с начала года у предприятий производителей возникли проблемы с получением марок, которые были выданы с опозданием. Также следует отметить, что с 1 января 2010 года установлена минимальная цена на водку в размере 89 рублей за 0,5 литров. Эта мера была направлена на недопущение в розничную сеть дешевой контрафактной продукции, однако положительного эффекта от этого пока нет.

Значительное снижение темпов по видам деятельности «производство транспортных средств и оборудования» и «производство машин и оборудования» вызвано существенным уменьшением объемов производства на машиностроительных предприятиях - ОАО «Завод «Дагдизель» (24,1% к уровню аналогичного периода 2009 г.), ОАО «Завод им. Гаджиева» (58,7 %), ОАО «Буйнакский агрегатный завод» (45,7 %). На ОАО «Завод «Дагдизель» и ОАО «Буйнакский агрегатный завод» снижение связано с поздним заключением контрактов по оборонным заказам.

Следует отметить, что наметились позитивные изменения в вопросах размещения оборонных заказов на предприятиях ОПК республики. Так, на 1 июля 2010 г. объемы заключенных предприятиями оборонного комплекса республики контрактов на 2010 год составляют 107,4% от уровня 2009 года. Все оборонные предприятия республики уже имеют заключенные контракты. Общий объем гособоронзаказа на 2010 год по линии Минобороны России ожидается на уровне 173,3 % от объема 2009 года.

ОАО «Завод «Дагдизель» с июня 2010 года работает в режиме полной рабочей недели, 500 работников предприятия привлечены к оплачиваемым общественным работам в соответствии с Программой по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год.

ОАО «Завод им. Гаджиева» испытывает финансовые трудности (нехватка оборотных средств) из-за неплатежей потребителей продукции и сокращения заказов на основную продукцию, 460 работников предприятия работает по сокращенной рабочей неделе, 180 работников привлечены к оплачиваемым общественным работам.

На ОАО «Буйнакский агрегатный завод» на 2-е полугодие ожидается заключение отдельных заказов и заказов по межзаводской кооперации с предприятиями ОПК. В настоящее время предприятиями заключены контракты на сумму 28,4 млн.руб., 220 работников привлечены к оплачиваемым общественным работам.

Из-за уменьшения выпуска автомобилей «Лада-Калина» на ОАО «АВТОВАЗ», и соответственно поставок электроусилителей руля на 40,3% снизились объемы производства на ОАО «Авиаагрегат».  В тоже время ОАО «Авиаагрегат» активно занимается разработкой и освоением комплектующих для других моделей «АВТОВАЗа». Это стеклоочистители, электроусилители руля на «Самару», «Ниву»,  комбинированные рулевые механизмы на перспективные модели класса С, другие узлы. Некоторые из этих изделий будут запущены в серийное производство уже в 2010 году. За счет освоения новых разработок предприятие рассчитывает компенсировать снижение объемов производства.

На снижение индекса производства по виду деятельности «производство резиновых и пластмассовых изделий» повлияло уменьшение производства на ОАО «Мушарака» (на 34,5%) из-за сокращения спроса на продукцию.

Вместе с тем, несмотря на имеющееся снижение в целом по обрабатывающим  производствам, существенный рост в сравнении с I полугодием 2010 года произошел по видам деятельности «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (116,2%), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (134,9%).

С начала 2010 года ухудшилась ситуация в производстве изделий народных художественных промыслов. Так, за январь-июнь 2010 года всего в республике произведено изделий народных художественных промыслов на 322,7 млн. руб., что меньше объемов, достигнутых за соответствующий период 2009 года на 24,2 %. Из общего объема производства этих изделий за указанный период -  274,4 млн. руб. - это изделия из серебра, в основном, произведенные индивидуальными предпринимателями. Причинами общего падения объемов производства изделий народных художественных промыслов (объемы производства изделий из серебра, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года, сократились на 26, 5 проц.) стали рост цен на серебро, снижение спроса на изделия народных художественных промыслов из серебра и экономический кризис.

Вместе с тем, за I полугодие 2010 года на 17,3 % выросли объемы производства ковров и ковровых изделий, производство художественных изделий из дерева увеличилось на 8,3 %.

Следует отметить, что на многих предприятиях республики наблюдается задержка платежей за поставленную продукцию, что приводит к нехватке оборотных средств. При этом в связи с финансовым кризисом усугубилась ситуация с недоступностью кредитных ресурсов.

В тоже время, несмотря на недостаток средств, в республиканском бюджете РД на 2010 год предусмотрены ассигнования на  возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для реализации на территории Республики Дагестан высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, в размере 100,0 млн. руб. Но предприятия и индивидуальные предприниматели не проявляют активности в получении субсидий, что связано с необходимостью легализовать свою деятельность. Так,  по состоянию на 1 июля 2010 года фактически выдано субсидий на сумму 19,6 млн. руб. и ежегодно предусмотренные в бюджете средства не осваиваются в полном объеме.

По виду деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» наблюдается тенденция роста добычи нефти и газа. Так за I полугодие 2010 года объем добычи нефти с газовым конденсатом составил 93,6 тыс. тонн или 102,4% к соответствующему периоду 2009 г., газа – 159,7 млн. куб.м., или 112,3%.

Выработка электроэнергии за I полугодие 2010 года составила 3507,2 млн. кВтч и увеличилась на 38,3% к соответствующему периоду 2009 года, что связано с относительно благоприятными природно-климатическими условиями с начала текущего года. В 2010 году в республике продолжается строительство Ирганайской и Гоцатлинской ГЭС, также планирует строительство Агвалинской ГЭС - головной станции каскада Андийских ГЭС.

За 6 месяцев 2010 года грузооборот всех видов транспорта составил по оценке 5682,7 млн.т-км, или 98,9% к уровню соответствующего периода 2009 года. На железнодорожном транспорте грузооборот снизился на 2,2%, что связано с изменением плана формирования грузопотоков по стыкам Махачкалинского отделения «Северо-Кавказской железной дороги» вследствие реконструкции железнодорожной станции «Астрахань» и нестабильной погрузочно-разгрузочной работой ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (2 месяца не работает железнодорожный паром «Махачкала»).

Пассажирооборот всех видов транспорта республики составил по оценке 2481,6 млн.пасс.-км, или 105,6% к аналогичному периоду 2009 года. Пассажирооборот автомобильного транспорта возрос на 4,2%, а железнодорожного снизился на 12,8%. Спад пассажирооборота на железнодорожном транспорте объясняется повышением тарифов на перевозки, неконкурентной ценовой политикой и  конкуренцией со стороны авиа и автотранспорта.

В I полугодии 2010 года общий объем услуг связи, оказанных всеми организациями связи республики, составил 4,8 млрд. руб., что на 16,8 % больше уровня аналогичного периода 2009 года. Высокие темпы роста объемов предоставленных услуг связи в 2010 году, как и в предыдущие годы, обусловлены, продолжающимся интенсивным развитием мобильной связи, доля которой в структуре доходов от предоставления услуг связи составляет более 60%. Количество абонентов сотовой связи превысило более 2 млн. единиц, охват территории республики услугами сотовой связи составил более 90 %.

В текущем году продолжилась реализация мероприятий республиканской Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Валовая продукция сельского хозяйства за I полугодие 2010 года составила 9098,4 млн. руб., или 103,1% к соответствующему периоду прошлого года (январь-июнь 2009года - 104,7%). В текущем году на развитие агропромышленного комплекса республики негативно сказалось снижение бюджетной поддержки из федерального бюджета и прекращение субсидирования овцеводства, уменьшение финансирования программы развития молочного скотоводства, виноградарства.

Доля отдельных категорий хозяйств в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства характеризовалась следующими данными: сельхозпредприятия - 9,1%, хозяйства населения - 84,8%, крестьянские фермерские хозяйства - 6,1% (за январь-июнь 2009 года  - 6,5%, 85,1% и 8,4% соответственно).

Животноводство. На 1 июля 2010 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилось и составило 933,1 тыс. голов, в том числе коров – 408,9 тыс. голов, овец и коз – 4978,9 тыс.голов, что к соответствующему периоду 2009 года составило 94,9%, 99,8% и 90,3%.

Производство мяса (в живом весе) в I полугодии 2010 года составило 40,9 тыс. тонн (102,7% к соответствующему периоду 2009 года), молока – 284,9 тыс. тонн (102,8%), яиц – 105,4 млн. штук (101,4%). Улучшились показатели продуктивности в животноводстве. Средние удои молока на 1 корову в сельхозпредприятиях республики по состоянию на 1 июля 2010 года увеличились по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года на 7,7 процента.

Растениеводство. В I полугодии 2010 года завершен сев яровых культур, посеяно 176,2 тыс. га, что на 4,7 тыс.га больше, чем в 2009 году, начата уборка озимых зерновых и других культур. По состоянию на 20 июля 2010 года валовые сборы составили: зерна - 64,3 тыс. тонн (123% к уровню соответствующего периода 2009 года), овощей  - 159,4 тыс.тонн (107,8%), плодов - 19,2 тыс.тонн (в 2,9 раза больше). Заготовлено грубых кормов 580,7 тыс. тонн, что составило 175,9% к аналогичному уровню прошлого года.

В 2010 году предполагается обеспечить выполнение основных индикаторов республиканской Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Программой на 2010 год запланирован рост производства продукции сельского хозяйства на 4,7% к уровню 2009 года, в том числе животноводства - на 3,3%, растениеводства - на 5,9%. Производство мяса в живом весе предусматривается на уровне 160 тыс. тонн, молока - 560 тыс. тонн, зерна - 260 тыс. тонн, овощей - 950 тыс. тонн, плодов – 115 тыс. тонн, винограда – 150 тыс.тонн. Удельный вес племенного скота в общем поголовье запланирован на уровне 8%, доля застрахованных посевных площадей – 15%.

В то же время в текущем году наблюдается снижение поголовья скота, площади посадок новых виноградников. Так, весной 2010 года за счёт средств внебюджетных источников было заложено лишь 261 га виноградников, при плане на 2010 года – 5776 га. Площадь весенней закладки новых садов составила – 800 га, при предусмотренном Программой показателе на 2010 год - 2000 га. Посевная площадь под урожай 2010 года уменьшилась на 3,4%, при этом значительно сократились площади посевов зерновых и зернобобовых культур (на 3,9%), картофеля  (на 3,5%) и кормовых культур (на 3,1%).

В целом, несмотря на рост основных продуктов животноводства и растениеводства, качественные показатели остаются еще недостаточными. Низкими, по-прежнему, остаются показатели эффективности использования сельхозугодий, продуктивности в животноводстве и растениеводстве.

Как и в предыдущие годы, основным средством достижения устойчивого развития сельхозтоваропроизводителей является повышение доступности кредитов. В текущем году по состоянию на 1 июля 2010 года ДРФ ОАО «Россельхозбанк» в рамках реализации Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»  было выделено кредитов на общую сумму 2773,1 млн. рублей.

Из бюджетов всех уровней на поддержку АПК республики было выделено 340 млн. руб., в том числе 85,9% общего объема - средства федерального бюджета, 14,1% - республиканского.

Инвестиционная активность экономики республики в текущем году сохраняет  тенденцию роста. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по предварительным данным за I полугодие 2010 года составил  23254,9 млн. руб. и увеличился к аналогичному периоду 2009 года на 8,2%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», по предварительным данным за I полугодие 2010 года составил 13626,3 млн. руб., или 107,6% к аналогичному периоду  2009 года.

За счет всех источников финансирования в республике по предварительным данным за I полугодие 2010 года введено в эксплуатацию 353,7 тыс. кв. метров общей площади жилья. Темп роста объемов жилищного строительства за прошедший период текущего года составил 112,8% к аналогичному периоду 2009 года. Из общей площади введенного жилья 91,9% построено за счет средств индивидуаль­ных застройщиков.

Одним из основных инструментов развития социальной и инженерной инфраструктуры территорий республики является Республиканская инвестиционная программа. В настоящее время в Республиканскую инвестиционную программу внесены изменения.  В целом, объем средств, направляемых на реализацию программы, уменьшился на 332,2 млн. руб. и составил 4433,4 млн. рублей. При этом объем средств республиканского бюджета РД увеличился на 427 млн. руб.  и составил 3399,4 млн. руб. (рост на 14,4% по сравнению с ранее утвержденным объемом), а объем средств федерального бюджета уменьшился  на 759,2 млн. рублей и составил 1034 млн. руб. (сокращение на 42,3% по сравнению с ранее утвержденным объемом). Уменьшение доли федерального бюджета произошло в связи с проводимой оптимизацией расходов федерального бюджета. Лимит бюджетных ассигнований, выделяемых республике из федерального бюджета в рамках ФЦП «Юг России», был сокращен на 943,2 млн. руб. (52,6% к объему, утвержденному по программе) и составил 849,6 млн. рублей. В то же время в рамках ФЦП «Социальное развитие села» на  строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры определен лимит бюджетных ассигнований в объеме 184 млн. рублей.

Объем средств, выделенных за I полугодие 2010 года на реализацию Республиканской инвестиционной программы, составил 1427,8 млн. руб. (32,2% от предусмотренного объема), в том числе 379 млн. руб. за счет средств федерального бюджета и 1048,8 млн. руб. - республиканского бюджета РД. Освоение средств по Республиканской инвестиционной программе составило 1664,6 млн. руб., или 116,6 % к выделенному объему.

За I полугодие 2010 года  уровень финансирования республиканской доли Программы составил всего 30,9%. Низкий уровень финансирования Программы затрудняет своевременное выполнение пусковой программы. Кроме того, ввиду  необходимости концентрации расходов на пусковых объектах, по другим объектам Программы средства выделяются по остаточному принципу, что приводит к определенным «перекосам» в уровнях финансирования, как по объектам, так и по муниципальным районам и городам.

Кроме введенных жилых домов, по итогам I полугодия 2010 года в республике обеспечен ввод в эксплуатацию спорткомплекса в г.Каспийске на 5000 тыс. мест, 212,5 км радиорелейных линий связи, 500 номеров АТС в районах республики, 10 км канализационных сетей, амбулаторно-поликлиническое учреждение на 20 посещений в смену в Ахтынском районе.

На финансирование Мероприятий по государственной поддержке дорожного хозяйства РД за I полугодие 2010 года  было выделено 1097 млн. руб. (32,4% от предусмотренного объема). В рамках Мероприятий осуществляется строительство и реконструкция автодорог республиканского и межмуниципального значения.

В республике продолжается работа по привлечению частных и внебюджетных инвестиций. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, по реализации в республике инвестиционных проектов в области переработки сельхозпродукции, производства строительных материалов, развития транспортно-логистического узла, строительства и развития туристско-рекреационного комплекса и др.

Наиболее крупные инвестиционные проекты, реализуемые в республике:  строительство двух стекольных заводов (завода по производству стеклотарной продукции «Анжи-стекло» - крупнейшего в Южном федеральном округе завода по производству высококачественной стеклотары и завода по производству стекла флоат-методом, реализация которого обеспечит республику и Юг России качественным листовым стеклом),  строительство  Гоцатлинской ГЭС. Кроме того, осуществляется реализация  проектов по производству квалифицированных фосфатов, по добыче и переработке гипсового сырья, по производству солнечных модулей, светодиодных светильников и энергосберегающих приборов, по освоению Южно-солончакового блока в Ногайском районе. В области  сельского хозяйства ведется строительство животноводческих комплексов, овоще-фруктохранилищ, реализуется проект по организации виноградарческого комплекса полного цикла «Герей-тюз». В области туризма реализуются проекты по строительству горнолыжного курорта «Чиндирчеро», туристической базы в местности «Матлас» Хунзахского района и др.

Продолжается работа по созданию инвестиционных площадок за счет средств ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)» в рамках реализации механизма государственно-частного партнерства. При реализации инвестиционных проектов на указанных площадках возникли определенные трудности, связанные с привлечением внебюджетных средств и с оформлением земельных участков. В настоящее время не определены границы инвестиционных площадок в Карабудахкентском и Каякентском районах, в связи с чем, Минэкономики РД внесены предложения в Правительство РД о приостановке финансирования создания инженерной инфраструктуры данных площадок в 2010 году до решения вопросов, связанных с оформлением земельных участков и привлечением инвесторов.

За I полугодие 2010 года общий объем бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа, составил 8459,7 млн. руб., заключено 1600 контрактов. На предприятиях и у предпринимателей республики государственный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещен на 5760,5 млн. рублей, что составляет 68 % от общего объема заключенных контрактов,  из них на приобретение товаров направлено 1350,7 млн. руб., выполнение работ - 4193,2 млн. руб., оказание услуг - 216,6 млн. рублей. Кроме того, республиканскими министерствами и ведомствами на предприятиях и у предпринимателей республики осуществлены закупки на суммы, не превышающие 100 тыс. руб., в общем объеме 34,9 млн. рублей. 

Вместе с тем, при общем увеличении количества размещенных заказов и сумм контрактов, заключенных для обеспечения государственных нужд, закупки, проведенные конкурентными способами, имеют тенденцию к сокращению. По данным Дагестанстата доля контрактов по итогам проведения открытых конкурсов,  аукционов и запросов котировок за 6 месяцев 2010 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года сокращена на 15,8%,  среднее число заявок, поданных на участие в торгах и запросах котировок, не превышает 1,7 участника.

Увеличилась доля средств, размещаемых госзаказчиками без проведения торгов - по результатам несостоявшихся торгов, запросов котировок. За период с начала года около 53% процедур закупок завершены заключением контрактов  у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов ввиду представления одной заявки участника размещения заказа или неявки на процедуру участника, допущенного на аукцион (в целом за 2009 год - около 25%). Наибольшее количество несостоявшихся торгов отмечено по ГУП «Дирекция строящихся объектов «Новострой» и  КПРД «Дирекция заказчика-застройщика».

Несмотря на неоднократные поручения Правительства РД и проведенную разъяснительную работу положений федерального законодательства о размещении заказов заказчиками в большинстве случаев при размещении заказов не предоставляются предусмотренные законодательством преференции учреждениям уголовно-исполнительной системы, предприятиям ВОГ, ВОС. В результате учреждения  УИС и ООО МПО «Электробытприбор» за период с начала года госзаказы не имеют, на  предприятиях ВОГ размещен заказ на 550 тыс. рублей.

Контрольные мероприятия, проведенные Минэкономики РД в I полугодии 2010 года, показали, что большинством государственных заказчиков, не обеспечиваются предусмотренные законодательством требования о проведении специализированных торгов для малого бизнеса.

Продолжают иметь место нарушения действующего законодательства, связанные с ограничением конкуренции. Наиболее часто встречаемыми нарушениями,  ограничивающими круг участников размещения заказов, являются несоблюдение сроков информационного обеспечения размещения заказов, необоснованный выбор способов размещения заказа и закупки у единственного поставщика, включение в один лот разных товарных групп. Характерные для многих заказчиков нарушения законодательства: нарушения порядка отбора участников размещения заказов; отсутствие установленного порядка и весовых значений критериев оценки заявок участников; необоснованное отклонение заявок приводят к заключению контрактов по максимальным ценам и, в связи с этим, к снижению эффективности.

Многими госзаказчиками не проводится соответствующий мониторинг цен на закупаемую продукцию, что нередко приводит к заключению контракта по завышенным ценам.

С 1 января 2011 года государственные и муниципальные заказчики обязаны перейти на единый федеральный портал госзакупок, размещать заказы путем проведения  открытого аукциона в электронной форме, что должно позволить наиболее эффективно размещать заказы. Предусматривается переход на регистрацию госконтрактов в Управлении Федерального казначейства РФ по РД, что позволит увязать бюджетные средства с расходованием и  исполнением контракта.

Основные задачи в области бюджетных закупок вытекают из Послания Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан:  «Достаточно часто предусмотренные законодательством процедуры конкурсов и аукционов при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд проходят формально, в интересах определенных лиц. Здесь обязательно нужно навести порядок, так как решение данного вопроса позволит добиться объективности и существенной экономии бюджетных расходов». Учитывая изложенное, в условиях недостаточности финансовых средств, государственным и муниципальным заказчикам необходимо более ответственно подходить к расходованию бюджетных средств и своевременно решить  вопросы, связанные с переходом на новый единый федеральный портал госзакупок и получением всех необходимых ресурсов для осуществления закупок, в том числе в электронной форме.

Важнейшим фактором, оказывающим позитивное влияние на экономический рост, является снижение темпов инфляции. За январь-июнь 2010 года уровень инфляции был ниже соответствующего показателя прошлого года на 2,8 проц. пункта за счет низкой динамики цен на непродовольственные товары, обусловленной некоторой стабилизацией спроса населения на данную группу товаров, и снижения темпов роста потребительских цен на продовольственные товары, вследствие продолжающегося удешевления сельскохозяйственного сырья и товаров.

Индекс потребительских цен на товары и услуги за период с начала года составил 105,1%, в том числе цены выросли на продовольственные товары на 6,5 %, непродовольственные товары - на 1,5% и платные услуги - на 9,5%. Вместе с тем, наибольший вклад в инфляцию (3,5%) внесло повышение цен на продовольственные товары, темпы прироста которых превысили общий показатель инфляции.

Удорожание продовольственных товаров произошло на плодоовощную  продукцию, мясо птицы и животных и мясопродукты за счет сезонного повышения цен и недостаточного  предложения этой продукции местными товаропроизводителями.

Среди непродовольственных товаров за период с начала года, по-прежнему, наибольший рост цен отмечался на топливо (уголь и дрова для населения), товары длительного пользования, некоторые строительные материалы и товары не первой необходимости в связи с повышением ставок акцизов. Основным фактором, определяющим рост цен на продовольственные и непродовольственные товары в республике, остается зависимость их от цен, диктуемых производителями других регионов, в том числе и от конъюнктуры цен на мировых рынках.

На платные услуги населению существенных изменений в темпах роста цен и тарифов не наблюдается (за период с начала 2010 года - 109,5% против 109,2% годом ранее). Динамика изменения цен сдерживается проводимой политикой в регулируемом секторе платных услуг населению. Услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства подорожали с начала года на 18,5% (на 17,1% за аналогичный период прошлого года). Наиболее значительный рост тарифов произошел на коммунальные услуги (на 19,9 %).

Основными задачами ценовой политики, проводимой в республике, по-прежнему, являются снижение темпов роста потребительских цен на социально-значимые товары и услуги путем стимулирования экономического роста производства и развития конкуренции. В регулируемом сегменте платных услуг в целях обеспечения умеренного изменения тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности их регулирования путем применения механизмов снижения издержек, внедрения ресурсосберегающих технологий и роста эффективности деятельности организаций этой сферы. В связи с этим муниципальным образованиям республики при принятии тарифных решений необходимо рассматривать и утверждать программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и инвестиционные программы, как одного из источников развития жилищно-коммунального хозяйства, а также программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

На потребительском рынке республики в текущем году в целом сохранялся рост основных показателей, как и в предыдущие годы, но наблюдалось замедление темпов по сравнению с соответствующим периодом 2009 года за счет снижения платежеспособного спроса населения. Оборот розничной торговли составил 123,9 млрд. руб., или 103,8% к уровню I полугодия прошлого года (январь-июнь 2009 года - 112,3%), объем платных услуг населению - 25,4 млрд. руб., или 107,2% (119,4%), общественного питания - 13,9 млрд. руб., или 114,5% (121,7%). 

Оборот розничной торговли на 60% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговой сети (вне рынка), доля рынков составила 40%. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в I полугодии   2010 года составил  45,1%, непродовольственных товаров - 54,9%.

В целях продвижения дагестанской продукции на внешний рынок и стимулирования роста розничной торговли в текущем году продолжалась работа по участию республиканских предприятий в выставках-ярмарках. В I полугодии текущего года проведены VII межрегиональная выставка «Деловой Дагестан - 2010», Дни экономики Ставропольского края в Республике Дагестан, а также IV республиканская выставка «Госзаказ 2010».

Проведению специализированных выставок-ярмарок в республике придается большое значение, так как это способствует созданию режима наибольшего благоприятствования для предпринимательской деятельности и увеличения доли размещения республиканских и муниципальных заказов в малом бизнесе.

Малый  бизнес утвердился как основа экономики Республики Дагестан, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.

В текущем году продолжалась работа по реализации мероприятий в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РД от 11 ноября 2008 года № 374 Республиканской целевой программой развития малого и среднего  предпринимательства на 2009-2011 годы. Создана нормативно-правовая база. Объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета в 2010 году предусмотрен в размере 58 млн. рублей. За прошедший период текущего года выделено 24,2 млн. рублей.

По состоянию на 1.07.2010 года количество малых предприятий в республике по оценочным данным составило  4,2 тыс. единиц  и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросло на 5 процентов. Количество малых предприятий на 1000 человек населения республики составил порядка 2 единиц.

Наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий занимали предприятия торговли и общественного питания (их доля составила 31,1 %),  обрабатывающих производств (16,3%), сельского хозяйства (15,9%), строительства (14,8 %).

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях (без внешних совместителей) за I полугодие 2010 года оценочно составила 50,2 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 0,3 тыс. человек. В малом и среднем бизнесе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в настоящее время занято  более 100 тыс. человек.

Оборот малых предприятий за I полугодие 2010 года составил по оценке 42 млрд. руб., или 105,5% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года.

В I полугодии 2010 года 35 предпринимателям выдано субсидий в размере    2,46 млн. руб., в том числе 100 тыс. руб. - на оплату за обеспечение доступа к объектам инфраструктуры, 2,36 млн. руб. - на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, с начала года выплачены субсидии для оплаты образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 64,4 тыс. рублей.

За 6 месяцев 2010 года через Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства выданы кредиты 34 субъектам на сумму 20,5 млн. руб., на текущий год поданы еще 20 заявок на получение микрокредитов.

Через Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства за прошедший период текущего года предоставлено поручительств 5 субъектам на сумму 15 млн. рублей.

Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан в 2010 году являются развитие производства сельскохозяйственной продукции и его переработка, туризма, промышленного производства, молодежного предпринимательства, ремесленничества, а также создание условий для ускорения внедрения результатов научно-технической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование сбыта инновационной продукции.

Продолжится работа по участию Республики Дагестан в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на выделение финансовых средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства на услови­ях софинансирования.

По предварительным данным за январь-июнь 2010 года доходы консоли­дированного бюджета РД составили 32391,5 млн. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы - 8229,6 млн. руб., что составляет 103,4% и 127,4% к анало­гичному периоду прошлого года соответственно.

За I полугодие 2010 года установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД  исполнены на 98,3%, в том числе в республиканский бюджет РД -  96,7%,  местные бюджеты - 102,9 процента.

Не исполнены бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц (94,3%), налогу на имущество организаций (76,2%), налогу на добычу полезных ископаемых (39,5%), ЕНВД (40,9%), УСН (91,1%), налогу на имущество физических лиц (73,5%) и транспортному налогу (97,7%).

Сумма задолженности по налогам и сборам во все уровни бюджетной системы по состоянию на 01.07.2010 года составила 3093 млн. руб., в том сумма недоимки – 1636 млн. рублей.

Несмотря на перевыполнение в целом установленных заданий по налоговым и неналоговым доходам в местные бюджеты, из 52 муниципальных районов и городских округов республики  в 28 не обеспечено их исполнение.

 Наименьший уровень исполнения собственных доходов отмечен в муниципальных районах  Бабаюртовском (72%), Рутульском (73%), Цунтинском, Агульском и Бежтинском участке (75%) Гунибском и Кулинском  и городском округе  «Город Дербент» (80%).

Низкое исполнение бюджетных заданий сложилось по ЕНВД - 40,9 процента.   Динамика поступления ЕНВД за 6 месяцев предыдущего и текущего года показывает, что в 2010 году произошло снижение темпа по данному налогу. Если в 2009 году темп роста поступления ЕНВД составлял 107,7%, то за аналогичный период 2010 года снизился и составил 104,7 процента. В 9 муниципальных районах и 4 городских округах  (в том числе в городах Махачкала и Хасавюрт) допущено снижение поступления ЕНВД по сравнению с I полугодием 2009 года.

Одной из причин снижения ЕНВД является установление на 2010 год отдельными МО коэффициента базовой доходности К2 ниже уровня 2009 года. Так, К2 по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также через объекты нестационароной торговой сети, где площадь торгового места не превышает 5 кв.м. принят ниже, чем в 2009 году на 57%  в Курахском районе, на 21 % - в г. Даг.Огни, на 12 % - в Акушинском районе, на 10 % - в г. Каспийске. В 22 МО К2 сохранен на уровне прошлого года, несмотря на рекомендации Правительства РД и УФНС РФ по РД по его повышению.

По УСН исполнение за I полугодие составляет  162,1 млн. руб., или 91,1% от установленного задания. Из 52 муниципальных образований республики бюджетные задания по данному налогу за первое полугодие текущего года не исполнены в 37 муниципальных образованиях. В том числе наиболее низкое исполнение (менее 50%) допущено в  8 муниципальных образованиях: Бабаюртовский район - 21%, Бежтинский участок - 25%,  Гунибский район - 38%,  Гергебильский район – 40%, Кумторкалинский район - 41%, Хасавюртовский район - 47%, город Хасавюрт - 45%. Основная причина – уменьшение налогоплательщиками доходов, являющихся объектом налогообложения.

Бюджетные задания по транспортному налогу исполнены на 97,7 процента. В 7 муниципальных районах сбор транспортного налога составил менее 50% (Акушинский, Ботлихский, Докузпаринский, Левашинский, Тляратинский, Хунзахский и Чародинский районы). Отсутствие учета транспортных средств является одной из причин низкого поступления налога.

Не  выполнение заданий по налогу на имуще­ство физических лиц  обусловлено наступлением срока упла­ты данного  налога во втором полугодии.

По предварительным данным за I полугодие 2010 года безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 24 161, 9 млн. руб. (в том числе дотации - 17723,4 млн. руб., субсидии - 2685,3 млн. руб., субвенции - 2361,3 млн. руб.), или 97,2% к аналогичному периоду 2009 года и 58,8% к годовому заданию.

Расходы консолидированного бюджета РД составили 26 028,4 млн. руб., или 97,1% к аналогичному периоду прошлого года, и 41,5% от уточненного годового задания.

 По отрасли «здравоохранение» исполнение составило 2239,3 млн. руб. (38% от уточненного годового назначения),  по отрасли «образование» - 9613,4 млн. руб. (51,4%), по отрасли  «культура» - 866,7 млн. руб. (43,8%), по отрасли «социальная политика» - 4568,9 млн. руб. (44,8%), по разделу «межбюджетные трансферты» - 14021,4 млн. руб. (56,8%).

Финансово подкреплены расходы за 6 месяцев по социально-значимым и первоочередным позициям: зарплата с начислениями, включая окончательный расчет за декабрь 2009 года, и выплату отпускных педагогическим работникам (на 52,6%); социальное обеспечение, в том числе пособия по социальной помощи населению и социальные пособия, выплачиваемые организациям (на 44,3%), а также профинансированы расходы в полном объеме за I полугодие по коммунальным услугам, питанию, медикаментам, стипендиям и др. Федеральные средства на реализацию мероприятий в рамках ФЦП «Юг России» поступили  в сумме 287 012 тыс. руб., что составляет 33,8% годовых назначений. На финансирование строительства объектов по ФЦП «Жилище» - подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в I полугодии из федерального бюджета поступили средства в сумме 186 млн. руб., которые использованы в полном объеме.

В прошедшем периоде текущего года сохранялась положительная динамика показателей, характеризующих повышение уровня жизни населения республики, хотя темпы их роста по сравнению с аналогичным уровнем 2009 года значительно замедлились.

По предварительным данным за I полугодие 2010 года среднемесячные денежные доходы в расчете на одного человека составили 13043 руб. и увеличились на 14,9% по сравнению с 6 месяцами прошлого года, потребительские расходы в расчете на одного человека - 9891 руб. и возросли на 13,6%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения составили за прошедший период 2010 года 105,2%, но рост темпа в текущем году был ниже аналогичного уровня прошлого года (116,4%).

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника по сравнению с январем-июнем  2009 года увеличилась по оценке на 14,8% и составила 9850,9 руб., реальная заработная плата возросла на 4,3%. Темпы роста заработной платы  в 2010 году были ниже уровня I полугодия прошлого года: номинальной - на 7,1проц. пункта, реальной - на 2,4 проц. пункта. Несмотря на рост в прошедшем году номинальной и реальной зарплаты в республике, ее величина, по-прежнему, остается ниже среднего значения в целом по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу.

За отчетный период 2010 года принимались необходимые меры, направленные на повышение уровня жизни населения за счет увеличения размера заработной платы и своевременной оплаты труда работающих граждан, в первую очередь работников бюджетных организаций, регулярной выплаты пособий семьям с детьми, безработным гражданам, оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Задолженность по заработной плате на предприятиях и организациях по обследуемым видам экономической деятельности на 1 июля 2010 года составила 982 тыс. руб. (на аналогичную дату 2009 года задолженность составляла 1,6 млн. руб.), при этом задолженность в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней отсутствовала.

Ситуация на рынке труда в текущем году оставалась относительно стабильной и характеризовалась незначительным снижением официально зарегистрированной безработицы по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

На конец июня 2010 года в государственных учреждениях службы занятости было официально зарегистрировано 45,5 тыс. человек безработных, что составило к соответствующему периоду 2009 года 93,5%. Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения составил на конец июня 2010 года 3,6%, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 0,2%, но оставался выше среднероссийского значения в 1,4 раза.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости  уровень безработных в соответствии с методологией Международной Организации Труда в республике числится по оценке порядка 176 тыс. безработных. В республике восстанавливается имевшая место в 2009 году тенденция снижения уровня общей безработицы (по методологии МОТ), значение которой уменьшилось с 23,9% в январе 2010 года, до 18% в марте 2010 года и до 15% численности экономически активного населения в мае 2010 года.

В рамках Программы содействия занятости населения Республики Дагестан на 2006-2010 годы органами государственной службы занятости населения обеспечивалась реализация мероприятий занятости на рынке труда республики. Так, в I полугодии 2010 года органами службы занятости населения содействие в трудоустройстве, в том числе на временные работы, оказано 56,2 тыс. чел. против 52,4 тыс. чел. за аналогичный период 2009 года. При этом на заявленные работодателями свободные рабочие места и вакантные должности трудоустроено 15 тыс. чел. (в первом полугодии 2009 года - 13,8 тыс. чел.), на общественные работы направлено 19 тыс. чел. (на уровне 2009 года).

Реализовывалась Программа по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2010 год, утвержденная постановлением Правительства РД от 25 декабря 2009 года № 469. В частности, организовано опережающее обучение 120 работников, находящихся под угрозой увольнения (предприятия ОАО «Концерн "КЭМЗ"», ОАО «Дагфос» и ОАО «Буйнакский агрегатный завод»). Кроме того, находящиеся под угрозой увольнения 2507 работников 15 предприятий привлечены к участию в общественных работах.

Для оказания адресной поддержки гражданам, переезжающим в  другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера, в рамках заключенных центрами занятости населения договоров с работодателями городов Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Свердловской, Ростовской, Волгоградской областей за пределами республики трудоустроены 470 жителей республики.

В целях оказания содействия безработным гражданам в организации ими предпринимательской деятельности (самозанятости) центрами занятости населения подписаны договора с более 4 тыс. безработных граждан, из которых в качестве индивидуальных предпринимателей в налоговых органах зарегистрировались 3564 чел. с перечислением им финансовой помощи.

Организована стажировка 45 выпускников учреждений высшего, среднего специального и начального профессионального образования.

По предварительным данным суммарный ввод новых рабочих мест в I полугодии 2010 года отмечается в количестве 13,1 тыс. единиц (за аналогичный период 2009 года - 12,2 тыс. единиц), из которых 7 тыс. единиц – постоянные рабочие места (5,1 тыс. единиц), 2,9 тыс. единиц – сезонные рабочие места (4,7 тыс. единиц), 3,2 тыс. единиц -  временные рабочие места, использованные при строительстве (реконструкции) соответствующих объектов (2,4 тыс. единиц).

Вместе с тем ситуация на рынке труда Республики Дагестан, особенно в сельской местности, где сохраняется лишь сезонная занятость, продолжает оставаться достаточно напряженной. Дагестан относится к числу регионов с наиболее высоким  коэффициентом напряженности рынка труда.

В целом, анализ итогов за прошедшие 6 месяцев 2010 года свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления по недопущению ухудшения социально-экономической ситуации по курируемым направлениям деятельности, обеспечению дальнейшего устойчивого развития экономики республики, сокращению отставания по среднедушевым показателям от среднего уровня развития по Российской Федерации  и Северо-Кавказскому федеральному округу.

Необходимо решение проблем в реальном секторе экономики и социальной сфере, среди которых основное место занимает модернизация экономики, создание условий и принятие мер для вовлечения потенциала территорий республики в  процессы экономического развития.

Тенденции развития экономики республики и анализ итогов за прошедшие 6 месяцев текущего года, несмотря на значительное замедление по сравнению c соответствующим периодом 2009 года, все же позволяют ожидать роста темпов по основным макроэкономическим показателям до конца 2010 года. По оценке за 2010 год предполагается, что рост к уровню 2009 года составит: ВРП - 108,8%, промышленного производства - 104,9%, сельскохозяйственной продукции - 104,7%, инвестиций в основной капитал - 111,1%, оборота розничной торговли - 113,2%, объема платных услуг населению - 113,4%, реальных располагаемых доходов населения – 108,3%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы - 110,2%. 

 

Событие
Муниципальные районы и городские округа
Интерактивная мини-карта Дагестана Выберите район, чтобы получить информацию.
Официальный сайт Президента России
Правительство Российской Федерации
Официальный сайт Президента Республики Дагестан
Народное Собрание Республики Дагестан - Официальный сайт
Территориальные подразделения

Миннац РД на своем сайте размещает мнение известных мусульманских богословов относительно ошибочной позиции российских сторонников, пособников и покровителей экстремистских и террористических идеологий, независимо от того, кем они себя представляют и к какому крылу в исламе себя относят
Приоритетные национальные проекты Официальный сайт РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН для размещения информации о размещении заказов Портал государственных и муниципальных услуг Портал государственных услуг РД